Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Родничок» села Соловьевка Корсаковского городского округа Сахалинской области

Для слабовидящих

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Цель развития коммуникативных навыков у малышей – формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Необходимо различать коммуникативное развитие и речевое развитие. В первом случае педагог способствует овладению активной речи, которая включена в общение, формирует умение обращаться с вопросами и просьбами. Во втором случае, при речевом развитии, задача педагога – формировать ЗКР, грамматический строй речи, диалогическую и монологическую речь.

В переводе с латинского (лат. Communico) «коммуникация» — делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникативная сфера изучается в разные возрастные периоды, начиная с младенчества, когда эмоциональное общение является ведущим видом деятельности, и до глубокой старости, когда общение снова становится ведущим.

Общение рассматривается как условие полноценного личностного развития ребенка и обеспечивает эмоциональную устойчивость, интеллект, речевое развитие, навыки жизненной активности.

В раннем возрасте детей  отличает несформированность мотивационно-целевой установки на общение, низкий уровень владения речевыми средствами общения, ситуативный характер контактов с окружающими.

Поэтому работа педагога в этом направлении направлена на преодоление  коммуникативного недоразвития и является ключевой в оптимизации процесса социализации детей.

Формы взаимодействия разнообразны и разнообразна степень участия в них детей: от наблюдения за действиями педагога до совместно-разделенных и самостоятельных действий.

Для формирования коммуникативных навыков используют различные речевые упражнения и игры:

— логоритмические;

— коммуникативные;

— жестово-двигательные.

Задачи:

—  развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;

— отработка коммуникативных навыков;

— снижение психоэмоционального напряжения.

Как видите, задачи и способы действий во многом аналогичны тем, которые используются при решении логопедических проблем. Только акцент будет не на речевую коррекцию, а на создание условий и предоставление возможности для самостоятельных речевых контактов малышей с окружающими людьми.

Игровые сеансы для детей раннего возраста

Одной из эффективных форм взаимодействия педагога с детьми раннего возраста являются интегрированные игровые сеансы. Игровой сеанс включает в себя различные виды деятельности: игровую, двигательную,  продуктивную, музыкальную,  коммуникативную, познавательно-исследовательскую,  которые объединены сказочно-иг­ровым сюжетом. Интеграция этих видов деятельности делает педагогическое взаимодействие более эффективным, динамичным  и интересным.

 

 

Основные задачи:

  1. Создавать условия для развития самостоятельности и активности воспитанников.
  2. Формировать первоначальные представления  социального характера посредством игры.
  3. Формировать игровые навыки и произвольное поведение.

Сеанс имеет 3 части. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит сеанс, варьируются педагогом. Воспитатель может сокра­тить его или изме­нить последовательность частей, ориентируясь на эмоциональное и физическое состояние дошкольников.

Основой сеансов являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен­ки, потешки, стишки, подвижные игры.

Структура игрового сеанса

I. Вводная часть:

Чаще всего начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения.

II. Основная часть:

В основную часть входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

III. Заключительная часть:

Заканчивается сеанс спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Формирование игровых действий у детей раннего возраста

Одной из задач развития игровой деятельности у детей раннего возраста является задача формирования игровых действий с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями.

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются: — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; — экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); — общение с взрослым; — совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; — самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); — восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; — двигательная активность.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть: — событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); — ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); — процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Деятельность педагога по каждому направлению: 1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей. К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др. К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение. В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога: — развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними; — формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители; — формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога: — знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка; — поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования; — побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами; — обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога: — способствовать обогащению словаря; — формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику; — развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога: — способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; — обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры; — развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога: — формировать элементарные навыки самообслуживания; — формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам; — формировать предметные действия; — развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек. Как работать с картинками можно прочитать здесь.

Задачи педагога: — формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации; — формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы; — развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога: — развивать двигательную активность детей во всех видах игр; — содействовать развитию основных движений; — создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо: — включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга; — организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей; — обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Игровые действия имеют очень большое значение в психическом развитии ребенка, так как:

— развивается наглядно-действенное мышление и закладываются основы наглядно — образного мышления;

— концентрируется внимание, тренируется память;

—  приобретается опыт социального поведения.

Сначала игровые действия ребенка достаточно про­сты: разобрать и собрать пирамидку; отга­дать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок); постучать музыкальным молоточком по ладошке; погладить куклу; открыть и закрыть коробочку и др. Совершая неоднократно одни и те же действия, малыш постепенно овладевает ими.

Как развивать игровые действия?

Педагогу необходимо знать, что игровые действия у детей развиваются поэтапно:

1 этап — наблюдение за игрой взрослого;

 2 этап — присоединение к этой игре, совместные игровые действия;

 3 этап — подражание действиям взрослого;

4 этап — самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;

 5 этап — появление самостоятельных последовательных игровых действий.

Игровым действиям рекомендуется обучать на основе реальных ситуаций, так как ребенку будет легче отображать уже знакомые действия.

Например, педагог говорит: «У куклы грязный носик. Вот платок». Поведение ребенка: прикладывает носовой платок к носу куклы.

Или педагог говорит: «Кукла Ляля  растрепанная. Вот  расческа». Поведение ребенка: проводит расческой по волосам куклы.

Постепенно малыш открывает для себя назначение многих предметов, но игры как отдельного вида деятельности в данном периоде ещё нет.

С усвоением и обогащением игровых действий ребенок начинает объединять их в логическую последовательность: сначала кормит куклу, затем причесывает и только потом купает.

В этот же период ребенок начинает пользоваться предметами-заместителями. Это происходит под влиянием взрослого, по показу которого ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки или погладить мячик вместо кошечки.

Со временем у ребенка обогащается не только опыт владения игровыми действиями и увеличивается количество освоенных игровых действий, но и появляется основа для их творческого применения в сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Таким образом, формируя игровые действия, взрослый создает условия  для самостоятельной творческой игры детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

 Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) – это одно из основных направлений по речевому развитию детей до трех лет.

Содержание работы по ЗКР включает:

— развитие речедвигательного аппарата: артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;

— формирование навыков правильного произношения;

— формирование дикции (четкого и ясного произношения каждого звука в отдельности, слов и фраз в целом);

— развитие восприятия речи, которое включает развитие слухового внимания и всех компонентов речевого слуха;

— развитие восприятия темпа, тембра и силы голоса.

Что должен делать педагог для реализации данных задач?

  1. Подготавливать речеслуховой анализатор ребенка для правильного произношения всех звуков родного языка.
  2. Тренировать основные артикуляционные органы движения при работе над произношением гласных (а, о, у, и, э, ы) и простых согласных звуков (м, п, б, н, т, д, ф, в, к, г).
  3. Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из 2-4 слов.
  4. Формировать общеречевые умения (речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи, ритм речи).

Основными приемами работы по формированию ЗКР в раннем возрасте являются:

— показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми («Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у»);

— объяснения, указания («Козочка кричит: ме-ме-ме … Улыбнитесь и скажите вместе со мной: ме-ме-ме … высунули – вот язычок, спрятали язычок – нет язычка»);

— словесные упражнения («Как мяукает кошка? Скажем все вместе»);

— сопряженное и отраженное проговаривание звукоподражаний, слов, текстов со звукоподражаниями («Послушайте, как я скажу … Скажем  вместе. А теперь Маша (Сережа) скажи»);

— игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и др.).

Какими специальными профессиональными знаниями и умениями необходимо  владеть?

  1. Знаниями возрастной «нормы» и индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка в группе.
  2. Умением соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи.
  3. Знаниями артикуляционного уклада звуков родного языка.
  4. Умением отбирать формы, методы и приемы работы по формированию произносительной стороны речи детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и образовательных задач.

Важно помнить, что не только логопеды должны знать артикуляционные и акустические признаки звуков, положение органов артикуляционного аппарата при их произнесении (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти), но и воспитатели групп дошкольного, а особенно раннего возраста.

Обеспечение психологической безопасности детей раннего возраста в период адаптации

Воспитателям групп раннего возраста хорошо известно, что самый сложный период в работе педагога – это период адаптации малышей к условиям ДОУ. В это время очень важно обеспечить психологическую безопасность и эмоциональное благополучие воспитанников.

Психологическая безопасность является одним из современных требований, которые предъявляются к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования.

Задача этого направления — обеспечение безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

В качестве показателей психологической безопасности маленького ребенка можно рассматривать его высокую приспособляемость в природной и социальной среде, а также сохранность привычного позитивного самочувствия.

Чтобы достичь таких результатов, педагог должен выработать и применять  систему наиболее эффективных игровых методов, которые заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских взаимоотношений.

Что нужно учитывать?

1.  В раннем возрасте формируются важнейшие, с точки зрения полноценного психического развития ребенка, моменты:

  • становление привязанностей;
  • положительные самоощущения;
  • уверенность в себе;
  • доверие к другим людям;
  • развитие инициативности и любознательности.
  1. Ведущий принцип работы педагога — индивидуализация подхода к воспитанию, обучению и развитию ребенка:
  • учет темперамента;
  • учет индивидуальных особенностей, вкусов и предпочтений.

Что нужно знать?

1. В соответствии с ФГОС ДО, основными видами деятельности для детей раннего возраста (1 год — 3 года) являются: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

2. Непосредственно образовательная деятельность в начале года (сентябрь – ноябрь) по сравнению с последующими периодами имеет особенности:

— более медленный темп;

— несложность игровых действий;

— более легкие по звуковому оформлению и составу слова и фразы, предлагаемые детям для проговаривания;

— преобладание заданий на закрепление и повторение знакомого материала.

Если педагога не удовлетворяет степень активности детей или продуктивность их деятельности, НОД целесообразно повторить целиком или частично.

3. Степень участия детей во время НОД может быть разная: от наблюдения за действиями педагога до совместно-разделенных и самостоятельных действий.

Что нужно делать?

1. Продумывать гибкие и интересные виды деятельности для каждого ребенка, внимательно наблюдать за ним, при необходимости заменять или адаптировать материалы и задания, создавать условия для развития переживания успеха в деятельности.

2. Разработать и активно внедрять цикл игровых занятий, направленных на развитие эмоционального мира малыша. Включать различные игры: коммуникативные, жестово-двигательные, логоритмические, пальчиковые, подвижные, хороводные, с водой и песком, игры на подражание и другие.

3. Предлагать различные виды игровой деятельности, которые последовательно сменяют друг друга, и организованы таким образом, чтобы избежать возникновения переутомления у детей.

Таким образом, разработка модели игровой поддержки и организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка будет способствовать его психологической безопасности.

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются: — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; — экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); — общение с взрослым; — совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; — самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); — восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; — двигательная активность.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть: — событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); — ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); — процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Деятельность педагога по каждому направлению:

1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей. К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др. К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение. В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога: — развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними; — формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители; — формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога: — знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка; — поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования; — побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами; — обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога: — способствовать обогащению словаря; — формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику; — развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога: — способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; — обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры; — развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога: — формировать элементарные навыки самообслуживания; — формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам; — формировать предметные действия; — развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек. Как работать с картинками можно прочитать здесь.

Задачи педагога: — формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации; — формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы; — развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога: — развивать двигательную активность детей во всех видах игр; — содействовать развитию основных движений; — создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо: — включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга; — организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей; — обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Методы речевого развития детей раннего возраста

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

С детьми 2-го и 3-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах: — наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения; — инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; — рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов); — чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т.д.). Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:

1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т.д.

2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т.д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т.д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умений.

4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности. О работе по развитию речи малышей при помощи потешек и прибауток можно прочитать в этой статье.

5. Народные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).

6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Воспитатель вносит игрушки, «поселяет» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашивает детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с воспитателем можно обыграть.

7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение), и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа), оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет.

8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка»). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Петенька, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Этот же метод можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.).

9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Воспитатель вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек можно усложнять, в зависимости от развития речи детей и задач воспитателя. На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т.д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг и т.д.).